Студенты ЛГТУ обсудили вопросы недобросовестной конкуренции и законодательства о рекламе

Студенты-рекламисты ЛГТУ стали участниками публичных обсуждений результатов правоприменительной практики по вопросам недобросовестной конкуренции и законодательства о рекламе, организатором которых выступило Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области. Данное мероприятие в формате открытого диалога между контролирующим органом и подконтрольными ему хозяйствующими субъектами направлено на повышение уровня информированности граждан о требованиях действующего антимонопольного и рекламного законодательства, законодательства о торгах.

Открыл публичные слушания заместитель руководителя Липецкого УФАС России Дмитрий Алексеевич Шелестенко. В своем выступлении Дмитрий Алексеевич обратил внимание участников обсуждений на установленные Федеральным законом №135-ФЗ "О защите конкуренции" запреты на различные формы недобросовестной конкуренции, рассказал о выявленных по результатам рассмотрения обращений нарушениях и о том, какое наказание вправе назначить нарушителю антимонопольного законодательства Липецкое УФАС России в рамках своих полномочий, привел примеры рассмотренных в нашем регионе наиболее ярких дел о нарушении Федерального закона №135-ФЗ "О защите конкуренции", КоАП РФ. В частности, в 2002 году компанией "Холмер Машиненбау ГмбХ" было поручено распространение своей продукции на территории РФ швейцарской компании АО "Грюнбер АГ", выступавшей в качестве российского дилера и учреждено дочернее предприятие в России - ООО "Холмер-Русь". Согласно Договору, ХОЛМЕР предоставляло "Грюнбер АГ" исключительное право на продажу потребителям под товарным знаком ХОЛМЕР и право на использование товарных знаков и других охраняемых объектов, принадлежащих Холмер, исключительно в рамках, необходимых для непосредственного продвижения товара и проведения маркетинговых мероприятий по стимулированию сбыта Продуктов потребителям. Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу, что само приобретение ООО "Холмер-Русь" права (регистрация) на товарные знаки, придуманные и широко используемые до него Компанией "Холмер Машиненбау ГмбХ", является недобросовестной конкуренцией и выдала предписание об устранении нарушения. Суды трех инстанций, а также Верховный суд РФ подтвердили законность решения Липецкого УФАС России. В Липецкой области широко известна услуга "Радио супермаркет", которую можно услышать в разных торговых точках региона. Бывший директор ООО "Реклама везде" создал ООО "Радио супермаркет" и зарегистрировал товарный знак с точно таким же словесным элементом. Данное дело - пример реализации одной из форм недобросовестной конкуренции - использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ или услуг. Кроме того, Д.А. Шелестенко привел примеры дел о сговорах на торгах и распространении недостоверных сведений о реорганизации/ликвидации хозяйствующего субъекта-конкурента с целью переманить клиентов.

Анализ практики осуществления контроля за соблюдением Федерального закона №38-ФЗ "О рекламе" представила главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции Липецкого УФАС России Юлия Владимировна Селезнёва. Она рассказала о случаях нарушения законодательства о рекламе, рассмотренных Липецким ФАС, связанных с распространением рекламы финансовых услуг, например, когда банки крупным шрифтом указывают процентную ставку, а мелким - условия, при которых можно получить этот процент; рекламных объявлений, схожих с извещением об оплате услуг, указывающих на необходимость прохождения метрологической проверки счетчиков; наружной рекламы; смс рекламы, которая допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы; рекламы по привлечению денежных средств участников долевого строительства. Юлия Владимировна напомнила о том, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы", а использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается. Реклама лекарственных препаратов должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Также Ю.В. Селезнёва сообщила об актуальных изменениях в Федеральный закон №38-ФЗ "О рекламе", мерах административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

В ходе обсуждений докладчик - председатель правового комитета Координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства Липецкой области, правового комитета ЛРО "Опора России" Ксения Валерьевна Емельянова, выступила с предложением о совершенствовании принятого в феврале 2019 года администрацией г. Липецка Порядка внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования г. Липецк. Предложение вызвало живую дискуссию в зале.

По завершению выступлений докладчиков участники публичных обсуждений задали ряд вопросов, на которые получили разъяснения от представителей Липецкого УФАС России. Также была организована возможность заполнения анкет с изложением вопросов о правоприменительной практике, ответы на которые можно будет получить средствами обратной связи, в том числе по электронной почте.

Как отметили студенты направления "Реклама и связи с общественностью" ЛГТУ, участие в публичных слушаниях позволило им ознакомиться с практикой применения Федерального закона №38-ФЗ "О рекламе", признаками нарушения антимонопольного законодательства; проанализировать наиболее типичные нарушения и судебную практику в данной сфере. Безусловно, полученные в ходе мероприятия знания будут способствовать повышению профессиональных компетенций будущих рекламистов и PR-специалистов.