ЛГТУ

г. Липецк, ул. Московская, 30, к2-354, т. 328-045, asu@stu.lipetsk.ru

Кафедра автоматизированных систем управления

09.03.04 - "Программная инженерия", профиль "Разработка программно-информационных систем"

Уровень образования:

  • бакалавриат.

Форма обучения:

  • очная,
    срок обучения - 4 года.

Формула профиля подготовки

Выпускники бакалавриата по направлению 09.03.04 «Программная инженерия» – это специалисты-разработчики программных систем различного назначения, владеющие современными технологиями и средствами разработки, языками программирования. Они способны решать задачи, относящиеся ко всем этапам разработки программных систем, включая: анализ и документирование требований, проектирование архитектуры и отдельных компонентов системы, программирование, тестирование, внедрение и сопровождение; владеют навыками разработки распределенных систем, web- и мобильных приложений.

Выпускники-бакалавры могут работать системными аналитиками, архитекторами ПО, программистами в ИТ-компаниях, специализирующихся на разработке программных систем, в отделах разработки автоматизированных систем крупных предприятий.

История специальности

Направление подготовки «Программная инженерия» – новое для российского высшего образования. Подготовка специалистов по направлению «Программная инженерия» ориентирована на квалификационные требования профессиональных стандартов по профессиям программист и системный архитектор.

2009 год – приказом Министерства образования РФ утверждено направление подготовки «Программная инженерия» и Федеральный государственный образовательный стандарт направления «Программная инженерия».

2011 год – первый набор на бакалавров по направлению «Программная инженерия» (ПИ-11).

Структура образовательной программы

Структура образовательной программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) направления 09.03.04.

ФГОС предусматривает планирование учебной работы студентов в зачетных единицах трудоемкости (зет). 1 зет соответствует 36 академическим часам и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студентов. Трудоемкость 1 года обучения составляет 60 зет, соответственно 1 семестра – около 30 зет.

Общая трудоемкость образовательной программы – 240 зет.

Согласно требованиям ФГОС предусмотрены дисциплины по выбору студента.

Образовательная программа включает следующие основные блоки и модули:
1. Гуманитарный и социально-экономический блок (27 зет)
2. Математический блок (38 зет)
2.1.   Модуль «Фундаментальная математика» (21 зет)
2.2.   Модуль «Прикладная математика» (17 зет)
3. Профессиональный блок (130 зет)
3.1.   Модуль «Теоретические основы информационных технологий» (26 зет)
3.2.   Модуль «Основы программирования» (27 зет)
3.3.   Модуль «Архитектура и эксплуатация информационных систем» (до 37 зет)
3.4.   Модуль «Технология разработки программного обеспечения» (до 25 зет)
3.5.   Модуль «Проблемно-ориентированные программные системы» (до 11 зет)
3.6.   Модуль «Управление и системотехника» (4 зет)
4. Общетехнический блок (до 14 зет)
5. Физическая культура (2 зет)
6. Практика (20 зет)
7. Итоговая государственная аттестация (9 зет)

Содержание образовательной программы

Профессиональный блок составляет более 50% от всей трудоемкости образовательной программы. Студенты ПИ изучают:

  • математический аппарат информационных технологий: графы, множества, автоматы;
  • языки программирования и технологии разработки программных систем: C, C++, C#, VBA, SQL, Java, ASP.NET, .Net Framework, NodeJS, DirectX, OpenGL;
  • технологии проектирования программных систем: DFD-диаграммы, ER и UML модели;
  • методологии разработки программных систем: Agile, RUP, Scrum;
  • сетевые технологии: Ethernet, Wi-Fi, TCP/IP, RIP, OSFP, DHCP, DNS, Active Directory, WEB, E-Mail, Proxy, Firewall;
  • и многое другое…

На старших курсах студенты выполняют курсовые работы/проекты, направленные на формирование навыков самостоятельной разработки элементов информационных систем и систем автоматизации:

  • Разработка информационной системы на платформе Oracle
  • Разработка информационной системы на платформе Microsoft
  • Разработка мобильных приложений
  • Архитектура программных систем

Итогом обучения в бакалавриате ПИ является подготовка выпускной квалификационной работы, связанной с разработкой программно-информационной системы для решения актуальных задач автоматизации бизнес-процессов в какой-либо прикладной предметной области.

Материально-техническое и программное обеспечение

При освоении профессиональных дисциплин образовательной программы задействуются лаборатории кафедры АСУ и факультета автоматизации и информатики:

  • Лаборатория сетей и телекоммуникаций ФАИ
  • Лаборатория разработки автоматизированных систем
  • Лаборатория схемотехнических комплексов
  • Лаборатория АСУ реального времени
  • Лаборатории персональных ЭВМ
  • Лаборатория САПР
  • Лаборатория АСУ производством
  • Лаборатория курсового и дипломного проектирования

Студенты получают навыки профессионального использования специализированного программного обеспечения:

Средства проектирования и разработки приложений:

  • Microsoft Visual Studio
  • Eclipse for Java Developers
  • IntelliJ IDEA
  • Android Studio
  • Xcode
  • Visual Prolog Personal Edition
  • Sybase Power Designer

Операционные системы:

  • Microsoft Windows
  • Microsoft Windows Server
  • Linux (Debian GNU/Linux)
  • Astra Linux

Системы управления базами данных:

  • Microsoft SQL Server
  • Oracle Database

Трансляторы и среды исполнения:

  • .NET Framework
  • Java Runtime Environment
  • NodeJS
  • Python

Платформы виртуализации:

  • VMWare ESX Server
  • Oracle VirtualBox

Сетевые средства и утилиты

  • Сетевой анализатор WireShark
  • Виртуальные частные сети OpenVPN
  • Сканер уязвимостей NESSUS
  • Система обнаружения вторжений Snort

Пакеты прикладных математических программ:

  • Scilab
  • Maxima

Практика и трудоустройство

Образовательный процесс предусматривает обязательное прохождение студентами производственной и преддипломной практик. Выпускающая кафедра АСУ приветствует заключение договоров на прохождение практик по инициативе студентов с предприятиями области, которые имеют в штате профильные отделы автоматизации или информационных технологий.

В связи с развитием в регионе промышленных предприятий, в том числе резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк», а также развитием высокотехнологичного малого бизнеса, внедрением цифровых систем и сервисов в экономике и социальной сфере существует острая потребность в специалистах, способных решать задачи по разработке программных систем. В выпускниках направления подготовки «Программная инженерия» нуждаются предприятия ИТ-профиля, промышленные предприятия, организации банковского сектора, торговли, социальной сферы, государственные структуры, среди которых: ПАО «НЛМК», ООО «НЛМК-Информационные Технологии», АО «НЛМК - Инжиниринг», Липецкий филиал ПАО «Ростелеком», ПАО «МРСК Центра», ООО «Интаро Софт» и другие. Выпускники могут работать в организациях малого бизнеса, профилем деятельности которых является разработка и сопровождение программного обеспечения.

Выпускники кафедры АСУ высоко ценятся в России и за рубежом. Они успешно трудятся на ведущих предприятиях и в крупных международных компаниях в Липецкой области, в Москве, других городах России, а также в США, Канаде, Швеции, Германии.

Основные места практик и перспективного трудоустройства:

  • Липецкий филиал ПАО «Ростелеком»
  • АО «НЛМК - Инжиниринг»
  • ООО "НЛМК-ИТ"
  • АО "МЦ НТТ"
  • ОБУ "ИТЦ"
  • ООО "Интаро Софт"
  • ООО "МедСофт"
  • ООО "Симплекс"
  • ООО "Фьюжнсофт"
  • ООО "Спортмастер"
  • ООО "ВОЛЬТЕКО РУС"
  • ООО "ККМ ОНЛАЙН"
  • ООО "Промэлектроника"

Выпускники-бакалавры ПИ непосредственно после окончания обучения могут занимать следующие должности:

  • Инженер-программист
  • Архитектор программного обеспечения
  • Системный аналитик
  • Специалист IT
  • Специалист по технической поддержке

Как показывает опыт, базовые знания и умения, полученные в процессе обучения на специальности ПИ, объединенные с желанием к саморазвитию и трудолюбием самого выпускника, обеспечивают ему широкие возможности для выбора места работы, достойные условия труда и высокую заработную плату.

Однако успешное продвижение по карьерной лестнице в сфере автоматизации и информационных технологий, в особенности переход на руководящую работу в этой области, требует повышения уровня образования, в частности, получения академической степени «магистр», ученой степени «кандидат наук», а также регулярное прохождение курсов повышения квалификации.

Возможности продолжения образования

В соответствии с принципами двухуровневой системы образования выпускник-бакалавр имеет возможность продолжить образование в магистратуре. На кафедре АСУ открыта магистратура по направлению

09.04.01 «Информатика и вычислительная техника»

Выпускник-бакалавр ПИ при условии успешного прохождения вступительных испытаний может поступить как в магистратуру 09.04.01 МАС на кафедре АСУ, так и в любую другую, в ЛГТУ или другом вузе, в зависимости от собственных предпочтений и с учетом планируемого трудоустройства.

После окончания обучения выпускники магистратуры могут продолжить свое образование в аспирантуре при ЛГТУ. На кафедре АСУ работает аспирантура по специальности 05.13.06 «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами»

 

Характеристика профессиональной деятельности выпускников

Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

  • связь, информационные и коммуникационные технологии в сфере индустриального производства программного обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения;
  • сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности в сфере организации и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области информатики и вычислительной техники.

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:

  • программный проект (проект разработки программного продукта);
  • программный продукт (создаваемое программное обеспечение);
  • процессы жизненного цикла программного продукта;
  • методы и инструменты разработки программного продукта.

Выпускник должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

производственно-технологическая деятельность:

  • освоение и применение средств автоматизированного проектирования, разработки, тестирования и сопровождения программного обеспечения;
  • освоение и применение методов и инструментальных средств управления инженерной деятельностью и процессами жизненного цикла программного обеспечения;
  • использование типовых методов для контроля, оценки и обеспечения качества программной продукции;
  • обеспечение соответствия разрабатываемого программного обеспечения и технической документации российским и международным стандартам, техническим условиям, ведомственным нормативным документам и стандартам предприятия;
  • взаимодействие с заказчиком в процессе выполнения программного проекта;
  • участие в процессах разработки программного обеспечения;
  • участие в процессах разработки программного обеспечения;

проектная деятельность:

  • участие в проектировании компонентов программного продукта в объеме, достаточном для их конструирования в рамках поставленного задания;
  • создание компонент программного обеспечения (кодирование, отладка, модульное и интеграционное тестирование);
  • выполнение измерений и рефакторинг кода в соответствии с планом;
  • участие в интеграции компонент программного продукта;
  • разработка тестового окружения, создание тестовых сценариев;
  • разработка и оформление эскизной, технической и рабочей проектной документации.

Перечень трудовых функций, имеющих отношение к профессиональной деятельности выпускника, в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами:

профессиональный стандарт “Программист”:

  • анализ требований к программному обеспечению;
  • разработка технических спецификаций на программные компоненты и их взаимодействие;
  • проектирование программного обеспечения;

профессиональный стандарт “Архитектор программного обеспечения”:

  • оценка возможности создания архитектурного проекта программного средства;
  • определение целей архитектуры программного средства;
  • определение ключевых сценариев для архитектуры программного средства;
  • согласование с заказчиком версии архитектуры программного средства;
  • техническое исследование возможных вариантов архитектуры компонентов, включающее описание вариантов и технико-экономическое обоснование выбранного варианта;
  • выбор модели обеспечения необходимого уровня производительности компонентов, включая вопросы балансировки нагрузки;
  • выбор протоколов взаимодействия компонентов;
  • выбор технологий и средств разработки программного обеспечения, включая системы управления исходным кодом;
  • разработка планов модернизации программного продукта;
  • изменение окружения программного продукта.